РОО по социальной защите
и социальному обслуживанию населения
ЯНАО "МАЯК"
8 (912) 426-99-63

szisonmayak.yanao@yandex.ru

г. Лабытнанги

ул. Студенческая, д. 41

Проект «Никита-кожемяка»

Тематический проект по созданию мастерской кожевенного ремесла для людей с ограниченными возможностями здоровья «Никита-кожемяка»

для участия в конкурсе на предоставление грантов в форме субсидий поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг автономного округа

 

  1. Направление,которому соответствует планируемая деятельность по тематическому проекту.

Апробация и внедрение инноваций при предоставлении услуг в сфере социального обслуживания.

  1. Наименование тематического проекта, на реализацию которого запрашивается грант.

Проект по созданию мастерской кожевенного ремесла для людей с ограниченными возможностями здоровья «Никита-кожемяка»

  1. Краткое описание тематического проекта.

Необходимость привлечения дополнительных ресурсов для повышения качества жизни  инвалидов и толерантного отношения  к таким людям приводит к актуализации разработок и внедрению в практику эффективных проектов, направленных на создание благоприятных условий для их успешной социальной адаптации, интеграции и востребованности.Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Человек, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства.

С целью поиска новых методов, направленных на улучшение жизни инвалидов трудоспособного возраста  возникла идея о разработке тематического проекта по созданию мастерской кожевенного ремесла «Никита-кожемяка». Возможности по получению реабилитационных услуг в нашем городе с каждым годом увеличиваются, как благодаря деятельности государственных организаций, так и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Различные реабилитационные мероприятия проводятся и с применением высокотехнологичного оборудования. Но никакое оборудование не заменит для человека осознание себя полноценным членом общества, имеющим возможность работать. Только такое осознание способно дать толчок для интеграции в общество. Трудовая реабилитация – важнейшая составляющая реабилитационного процесса, и вот здесь-то и начинаются трудности у взрослых людей с инвалидностью. Не всякий труд им по силам, не всегда они чувствуют в себе силы входить в большой рабочий коллектив, осознавая свою беспомощность в вопросах интеграции, коммуникации и других. Создавая интеграционные мастерские, мы планируем предоставить возможность как получения навыков создания изделий, востребованных на рынке, так и постепенного разрушения коммуникационных барьеров, ввиду работы в очень небольшом коллективе, с сопровождением психолога.

Работа кожевенной мастерской реализуется с 2020 года бессрочно. Программа проекта рассчитана на 12 месяцев, без учета летних месяцев. Это обучение основам кожевенного ремесла для изготовления изделий кожгалантереи с целью их дальнейшей реализации. Обучение будет проводиться мастерами-кожевниками как очно, в оборудованной мастерской, так и по видеоурокам с сопровождением. При овладении навыком изготовления изделий планируется проведение учеником школы мастер-классов для желающих по изготовлению несложных изделий. Это очень поднимает самооценку и понимание своей востребованности у людей, испытывающих социальную депривацию. Для тех, кто, обучившись работе в мастерской, планирует дальнейшую работу в данном направлении, РОО СЗИСОН ЯНАО «МАЯК» планирует организацию юридического сопровождения. Оборудование, приобретенное в рамках проекта, может использоваться учениками школы в дальнейшем безвозмездно.

Дальнейшее развитие проекта мы видим в следующем: все заинтересованные в собственном деле и получении навыков ремесла продолжают его совершенствование. При наличии заинтересованности будут разрабатываться личные маркетинговые планы и оформляться патенты на свое дело для всех желающих. Региональная организация будет сопровождать начинающих индивидуальных предпринимателей (или самозанятых) в становлении дела, помогать в реализации продукции, оформлении субсидии центра занятости и предоставлять необходимую юридическую помощь. Кроме того, к работе Школы будут привлечены и родители детей с инвалидностью, которые не могут работать вне дома, для получения профессии, которая поможет занять себя, ребенка, расширить возможности выхода из социальной изоляции, обусловленной «инвалидизацией семьи». Получение возможности дополнительного заработка важно и для пенсионеров, у многих из которых, к сожалению, пенсия не очень высока, и человек не может позволить себе многое. Приобретать такое оборудование домой для них дорого. Особенности ручного изготовления изделий из кожи состоят в том, что основные операции могут проводиться дома вручную и только несколько заключительных  операций, на непродолжительное время требуют использования оборудования.

  1. Срок реализации тематического проекта:

Июль 2020 года — декабрь 2021 года.

В дальнейшем при проведении мониторинга и выявления востребованности данного вида деятельности планируется бессрочная пролонгация проекта в двух основных направлениях:

  1. Привлечение все новых получателей услуг – взрослых людей с инвалидностью для овладения мастерством кожевника, расширения социальных связей и получения возможности открыть собственное дело (с привлечением субсидий служб занятости, юристов и другой необходимой помощи). При этом оборудование мастерской может быть использовано на условиях коворкинга, безвозмездного использования при осуществлении особо трудных операций. Планируется дальнейшее сопровождение процесса реализации продукции, работа с социальными сетями для рекламы, что расширит возможности реализации.
  2. Увеличение охвата пожилых людей, участвующих в проекте с целью расширения возможности проведения досуга, участия в жизни общества, получения дополнительного заработка (от реализации готовых изделий).

Кроме того, предусматривается возможность диссимиляции опыта для создания таких мастерских в других учреждениях. Для этого планируется создание серии обучающих видео и проведение онлайн занятий для всех заинтересованных, подготовка методических материалов.

  1. Обоснование социальной значимости тематического проекта.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и очень важной.  На сегодняшний день в сознании людей еще жив стереотип о том, что человек с инвалидностью не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и, в связи с этим, нуждаются в поддержке как со стороны государства, так и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно статистическим данным на территории муниципалитета проживают 720 взрослых инвалидов, из них 396 (55%) трудоспособны. Однако только 32,4% инвалидов трудоустроены и имеют собственный доход.

В 2019 году в ГКУ «Центр занятости населения» по городу Лабытнанги  обратилось за помощью и с желанием устроиться на работу  33 нетрудоустроенных гражданина, имеющих инвалидность,  из них 21 человек были трудоустроены, 17 человек  остались не трудоустроенными  по тем или иным причинам.

По результатам проведенного нами мониторинга более 40 человек из числа людей с инвалидностью готовы рассмотреть вопрос о надомной работе, с применением ручного труда в различных направлениях деятельности. Особенная проблема возникает у инвалидов-мужчин, поскольку для женщин существует больше возможностей – кройка и шитье, различные виды декоративно-творческого искусства, являющиеся гендерно предпочтительными именно для женщин.В то же время проведенный опрос показал, что проблема трудоустройства инвалидов является одной из самых острых из социальных проблем. В результате опроса выявлен целый ряд трудностей, решение которых возможно, в том числе и в процессе реализации проекта:

Проблема личностных качеств инвалидов:

  • нарушение коммуникативного потенциала;
  • повышенный уровень тревожности инвалида, связанный с самостоятельным выходом на рынок труда и трудностями успешной адаптации в трудовом коллективе;
  • заниженная самооценка личности молодого инвалида в плане объективной оценки своего трудового потенциала;
  • низкая мотивация к трудоустройству;

Внешние  обстоятельства:

  • недостаточная информированность молодых инвалидов о содержании, характере труда, который им показан по рекомендации ИПРА;
  • отсутствие должной психолого-педагогической, социальной поддержки в поиске работы;
  • невысокая заинтересованность большинства работодателей в трудоустройстве инвалидов;
  • низкая осведомленность о возможности организовать рабочее место на дому, о ценности изделий ручного труда;
  • ограниченное количество квотированных рабочих мест и предприятий,готовых трудоустроить инвалидов.

Эти причины способствуют низкой социализации трудоспособных инвалидов, отсутствию стремления к трудоустройству, и, как результат неудач, наступление одиночества, возникновение эмоционально-волевых расстройств, развитие депрессии, изменение в поведении.

Кроме того, опрос проводился среди родителей детей с инвалидностью и пожилых пенсионеров. Каждая из этих целевых групп имеет собственные проблемные точки, но представители каждой высказали желание принять участие в работе по проекту, чтобы разрешить целый ряд личностных и социальных проблем в ходе его реализации.

  1. Целевые группы тематического проекта.

1.Взрослые люди с инвалидностью,  у которых не нарушены функции верхних конечностей, желающие овладеть ремеслом кожевника и иметь возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

2.Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие возможность работать исключительно на дому, в связи с заболеванием ребенка и желающие обучиться ремеслу кожевника.

  1. Пожилые жители города, желающие расширить возможности для проведения досуга, осознания социальной значимости, востребованности и дополнительного заработка.
  2. Подростки, находящиеся в социально-опасном положении, использование работы в мастерской как элемента трудотерапии.
  3. Привлекаемые партнеры (соисполнители), добровольцы (волонтеры) для реализации тематического проекта.

В качестве волонтеров изъявили желание участвовать в проекте:

  • мастер-кожевник, прошедший обучение в кожевенных мастерских;
  • мастер-кожевник с двадцатилетним стажем в качестве наставника;
  • преподаватель прикладного искусства в качестве супервизора и преподавателя;
  • преподаватель художественного отделения детской школы искусств города Лабытнанги и педагог дополнительного образования центра детского творчества города Лабытнанги;
  • сопровождать работу в мастерских, с целью разрушения коммуникативных барьеров и адаптации к работе в коллективе будут два психолога- добровольца.

8.Цель (цели) и задачи тематического проекта.

Цели проекта:

  1. Создание условий для интеграции людей с инвалидностью в общественно-трудовую жизнь путем вовлечения их в трудовую занятость, проведения досуга и роста возможностей социокультурной адаптации.
  2. Поддержка родителей детей-инвалидов и людей старшего возраста для выхода из социальной изоляции, увеличение возможности их самозанятости.

 

Задачи проекта:

  1. Материально-техническое оснащение зоны оказания услуг.
  2. Предоставление возможности для всех целевых групп овладеть ремеслом для дальнейшего трудоустройства, получения дополнительного заработка.
  3. Расширение возможностей для самоопределения, самореализации и социализации молодых людей с инвалидностью.
  4. Осуществление социально-психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.
  5. Организация досуга и повышение возможностей социализации для всех целевых групп проекта.
  6. Расширение спектра и улучшение качества предоставляемых общественной организацией социальных услуг.
  7. Ожидаемые количественные и качественные результаты тематического проекта.
  • Формирование мотивации к получению профессиональных навыков у взрослых людей с инвалидностью.
  • Формирование навыков совместной деятельности в коллективе.
  • Снижение уровня психологического напряжения.
  • Появление осознания востребованности, причастности к жизни общества.
  • Расширение социальных коммуникаций у участников проекта.
  • Совершенствование навыка ценностного отношения к труду.
  • Овладение приёмами, техникой и технологией изготовления изделий из кожи.